Контактная информация

117105, Москва, Варшавское шоссе, 19А
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
Редакция «ЗНиСО».

Оригиналы документов предпочтительно направлять в организацию курьерской доставкой


Тел.: (495) 633-18-17 доб 240
Internet: zniso.ru
E-mail: zniso@fcgie.ru


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная.

Август 2016

Просмотров: 267

Библиография номера № 8 (281)

Библиографическая информация о статьях информационно-практического бюллетеня «Здоровье населения и среда обитания» (ЗНиСО) № 8 (281), август, 2016 г. (заглавие, авторы, наименование журнала, номер, страницы, аннотации статей, Ключевые слова и списки цитируемой литературы)

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, П.И. Храмцов

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

Представлены научные данные о влиянии использования информационно-коммуникационных технологий на организм детей, в том числе в условиях образовательного процесса. Выявлены особенности состояния когнитивных функций у детей при восприятии информации с экранов компьютеров и ридеров, а также с листа бумаги. Установлены потенциальные риски для развития и здоровья детей, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий. Предложена система гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в современном гиперинформационном обществе. Определены основные задачи ее реализации для достижения цели Правительственной Концепции информационной безопасности детей.

Ключевые слова: информационные технологии, гигиеническая безопасность, дети, психическое здоровье, психологическое благополучие.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гигиеническая оценка ридеров и их использование в образовательных организациях: Методические реко мендации (утв. Президиумом РОШУМЗ 15 января 2016 г., протокол № 21).
  2. Гигиенические требования к персональным электрон- но-вычислительным машинам и организации работы: СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 (утв. Постановлением Глав- ного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118).
  3. Гигиенические требования к условиям обучения в обще- образовательных учреждениях: СанПиН 2.4.2.1178–02 (утв. Постановлением Главного государственного са- нитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44).
  4. Концепция информационной безопасности детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471–р).
  5. Кучма В.Р. и др. Гигиеническая оценка интенсифика- ции учебной деятельности в современных условиях / В.Р. Кучма, Е.А. Ткачук, Н.В. Ефимова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 1. С. 4–11.
  6. Кучма В.Р. и др. Гигиеническая оценка информатиза- ции обучения и воспитания / В.Р. Кучма, Е.А. Ткачук // Гигиена и санитария. 2015. № 7. С. 16–20.
  7. Кучма В.Р. и др. Гигиеническая оценка учебных тек- стов: методические подходы и оценка трудности для детей общеобразовательных учебников / В.Р. Кучма, Е.А. Ткачук // Вестник РАМН. 2015. № 2. С. 214–221.
  8. Кучма В.Р. и др. Гигиеническое обоснование безопас- ного использования электронных планшетов на занятиях дошкольников / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, М.А. Поленова [и др.] // Российский педиатрический журнал. 2015. № 4. С. 51–55.
  9. Кучма В.Р. и др. Поведение детей, опасное для здоро- вья: современные тренды и формирование здорового образа жизни: Монография / В.Р. Кучма, С.Б. Соколо- ва. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 160 с.
  10. Кучма В.Р. и др. Физиолого-гигиеническая оценка восприятия информации с электронного устройства для чтения (ридера) / В.Р. Кучма, Л.М. Текшева, О.А. Вятлева, А.М. Курганский // Гигиена и санитария. 2013. № 1. С. 22–26.
  11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений: СанПиН 2.4.1.1249–03 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91).
  12. Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка информатизации обу- чения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дисс. … доктора мед. наук. Иркутск, 2014. 43 с.
  13. Чубаровский В.В. Первичная профилактика рисковых форм поведения подростков // Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 63–66.
  14. Takeuchi H. et al. Impact of videogame play on the brain’s microstructural properties: cross-sectional and longitudinal analyses / H. Takeuchi, Y. Taki, H. Hashizume [et al.] // Mol. Psychiatry. 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nature.com/mp/journal/vaop/ncurrent //full/mp2015193a.html (дата обращения: 27.06.2016).
  15. Takeuchi H. et al. Impact of television viewing on brain structures: cross-sectional and longitudinal analyses / H. Takeuchi, Y. Taki, H. Hashizume [et al.] // Cereb. Cortex. 2015. № 25 (5). P. 1188–1197.

Контактная информация: Храмцов Петр Иванович, тел.: +7 (903) 599-57-91, e-mail: pikhramtsov@gmail.com

Расположение статьи на стр. 4-7

 

КОНЦЕПЦИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

С.Б. Соколова1,3, В.Р. Кучма1,2,3

1 ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия 2 ФБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, Россия 3 Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья, г. Москва, Россия

Описана Концепция оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся в образова- тельных организациях, гармонизированная с европейскими подходами к теории и практике стандартизации качества школьных медицинских услуг и компетенций для специалистов школьного здравоохранения. Описаны 7 групп показателей качества и компетенции медицинских работников, вошедшие в Концепцию. Концепция явилась алгоритмом оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся как самими медицинскими организациями и учреждениями, так и в форме независимого аудита качества оказания медицинской помощи обучаю- щимся в образовательных организациях.

Ключевые слова: концепция оценки качества оказания медицинской помощи обучающимся, отделения медицинской помощи обучающимся, школьные службы здравоохранения, компетенции персонала отделений медицинской помощи обучающимся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Европейская концепция стандартов качества школьных медицинских услуг и компетенций для специалистов школьного здравоохранения: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_ file/0008/261890/European-framework-for-quality-standardsin-school-health-services-and-competences-for-school-healthprofessionals-Rus.pdf (дата обращения: 10.06.2016).
  2. Кучма В.Р. Модель организации медицинской помощи обучающимся // Российский педиатрический журнал. 2014. № 6. С. 40–44.
  3. Кучма В.Р. Роль гигиенической науки в профилактике болезней и состояний детей, обусловленных обучени- ем и воспитанием // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 3. С. 4–9.
  4. Кучма В.Р. Школы здоровья в России: принципы и ор- ганизация работы. Мониторинг развития и эффективность / Под редакцией В.Р. Кучмы. М.: Просвещение, 2012. 253 с.
  5. Об организации работ по независимой оценке качества оказания услуг медицинскими организациями: Приказ Минздрава России от 3 марта 2016 г. № 136.
  6. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обу- чения и воспитания в образовательных организациях: Приказ Минздрава РФ от 5 ноября 2013 г. № 822н.
  7. Соколова С.Б. Европейские школьные службы здраво- охранения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 1. С. 53–60.
  8. Школы содействия здоровью: факты для эффективных действий: Информационный бюллетень: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.schools-for-health.eu/ (дата обращения: 10.06.2016).

Контактная информация: Соколова Светлана Борисовна, тел.: +7 (495) 917-38-41, e-mail: s-s-b@mail.ru

Расположение статьи на стр. 8-12

 

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

М.И. Степанова, Н.О. Березина, З.И. Сазанюк

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

Жизнедеятельность современных дошкольников характеризуется возрастанием статической и эмоциональной нагрузки на фоне дефицита двигательной активности в связи с увеличением использования гаджетов и просмотра телепередач, посещением дополнительных занятий по подготовке к школьному обучению. Несоблюдение рационального режима дня в семье негативно отражается на состоянии здоровья дошкольников. Приобщение родителей к здоровому образу жизни, оптимизация умственных и физических нагрузок, повышение двигательной активности детей являются приоритетными направлениями в оздоровительной работе с дошкольниками.

Ключевые слова: дошкольники, анкетирование родителей, детский сад, особенности жизнедеятельности, здоровье.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кучма В.Р. Межсекторальное взаимодействие при фор- мировании здорового образа жизни детей и подростков: проблемы и пути решения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 4–9.
  2. Собкин В.С. и др. Детский сад глазами родителей / В.С. Собкин, А.И. Иванова // Образовательная поли- тика. 2010. № 5–6 (43–44). С. 15–23.
  3. Солдатова Г. и др. Новые образовательные и воспитательные технологии. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста / Г. Солдатова, В. Шляпников // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78–84.
  4. Степанова М.И. Гигиенические проблемы архитектур- ной среды детских садов // Вопросы школьной и уни- верситетской медицины и здоровья. 2016. № 1. С. 32–36.
  5. Храмцов П.И. Инновационная деятельность ДОУ в про- филактике заболеваний и укреплении здоровья детей. Дошкольное образование: ориентиры на результат: Материалы научно-практической конференции. Калининград, 2007. С. 145–154.
  6. Шубина Х.З. и др. Изучение образа жизни современ- ных семей, имеющих детей дошкольного возраста / Х.З. Шубина, Л.Л. Редькина, А.С. Абулгатина // В ми- ре научных открытий. 2010. № 4 (10). Ч. 14. С. 68–70.

Контактная информация: Степанова Марина Исааковна, тел.: +7 (495) 917-10-60, e-mail: mi_stepanova@mail.ru

Расположение статьи на стр. 13-15

 

КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В.В. Чубаровский, И.С. Лабутьева, В.Р. Кучма

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

Проведено комплексное обследование 78 подростков в возрасте 17 лет, учащихся педагогического колледжа. Применялся клинический метод исследования, а также психометрические методики (опросник СиСС, Гудман, 2001). Использовались унифицированные методики оценки психического состояния подростка, сопоставленные с МКБ-10. Распространенность синдромальноочерченных психических нарушений составила 37,18 %, «предболезненных состояний» – 39,74 %. Приводятся данные о структуре пограничной психической патологии и аддиктивных нарушений, включая информационные. Делается вывод о крайне неблагоприятном состоянии психического здоровья подростков обследованного контингента и необходимости разработки и проведения психопрофи- лактических мероприятий.

Ключевые слова: психическое здоровье, подростки, пограничные состояния, педагогический колледж

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агарков А.П. Перспективы развития психиатрической помощи детям и подросткам в Томской области / А.П. Агарков, Л.В. Варанкова // Социальные преобразования и психическое здоровье: Материалы второго национального конгресса по социальной психиатрии с международным участием. М., 2006. С. 141.
  2. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. М.: Литтерра, 2010. 272 с.
  3. Гудман Р. и др. Детская психиатрия / Р. Гудман, С. Скотт. 2-е изд. Пер с англ. М.: Триада-Х, 2008. 405 с.
  4. Гурьева В.А. и др. Психопатология подросткового воз- раста / В.А. Гурьева, В.Я. Семье, В.Я. Гиндикин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. 310 с. 5. Детская и подростковая психиатрия. Клинические лекции для профессионалов / Под ред. Ю.С. Шевченко. М.: Медицинское информационное агенство, 2011.
  5. Катенко С.В. Особенности динамики показателей психического здоровья у студентов юношеского возраста по данным ретроспективного исследования // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 5 (278). С. 36–39.
  6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. СПб.: Речь, 2009.
  7. Малыгин В.Л. и др. Интернет-зависимое поведение. Кри- терии и методы диагностики / В.Л. Малыгин, А.С. Искандрова, К.А. Феликсов [и др.]: Учебное пособие. М.: МГМСУ, 2011. 32 с.
  8. Семчев С.Б. Предболезненные психические расстрой- ства. Л.: Медицина, 1978. 183 с. 10. Смулевич А.Б. Расстройства личности. М.: Медицин- ское информационное агентство, 2007. 192 с.

Контактная информация: Чубаровский Владимир Владимирович, тел.: +7 (495) 917-48-31, e-mail: chubarovsky@gmail.com

Расположение статьи на стр. 16-18

 

КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЫШЕЧНО-СВЯЗОЧНОГО АППАРАТА У ШКОЛЬНИКОВ

П.И. Храмцов

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

Представлены результаты исследования функционального состояния мышечно-связочного аппарата у 42 обучающихся 5-х классов с использованием аппаратно-программного комплекса «FlexiScan». Оценка состояния мышц и связок проводилась на основе анализа результатов мы- шечного тестирования в процессе выполнения функционального теста (приседание). Установлена распространенность различных состояний мышечно-связочного аппарата (нормальное, ослабленное, закрепощенное) и представлена интерпретация выявленных изменений с позиций биомеханики и роли длительного положения сидя в формировании неблагоприятных изменений состояний мышц и связок. Результаты исследования позволяют также определить индивидуальные профили состояния мышечно-связочного аппарата и обосновать выбор физических уп- ражнений для коррекции их нарушений. Перспективы реализации такого подхода связаны с интеграцией физических упражнений коррекционной направленности в структуру урока физической культуры, а также в различные малые формы физического воспитания, в том числе в физкультминутки на уроках.

Ключевые слова: мышечно-связочный аппарат, функциональное тестирование, аппаратно- программный комплекс, физическое воспитание, школьники.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов А.А. и др. Тенденции заболеваемости и со- стояние здоровья детского населения Российской Федерации / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, А.А. Иванова [и др.] // Российский педиатрический журнал. 2012. № 6. С. 4–9.
  2. Букуп К. Клиническое исследование костей, суставов и мышц / Пер. с англ. М.: Мед. лит., 2007. 320 с.
  3. Сердюковская Г.Н. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Методическое пособие. М.: Промедэк, 1993. 163 с.
  4. Храмцов П.И. и др. Гигиеническая оценка влияния занятий физической культурой на функциональные возможности организма обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья / П.И. Храмцов, Н.О. Березина, А.С. Седова // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 4. С. 43–45.
  5. Храмцов П.И. и др. Количественная оценка функцио- нального состояния мышечной системы у школьников в гигиенических исследованиях / П.И. Храмцов, Л. Ко- марек, Л. Провазник // Гигиена и санитария. 1987. № 9. С. 58–60.
  6. Храмцов П.И. и др. Распространенность и структура нарушений опорно-двигательного аппарата у старше- классников общеобразовательных учреждений разного вида / П.И. Храмцов, Е.Ф. Крымский // Гигиена и са- нитария. 2007. № 3. С. 62–65.
  7. Чекалова Н.Г. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: Учебное пособие. Н. Новгород: Издательство Ниж- ГМА, 2010. 164 с.
  8. Kendall F.P. et al. Muscles, testing and function / F.P. Kendall, E.K. McCreary // Williams & Wilkins, 1983.
  9. Khramtsov P. et al. Posture and physical education of students in the Russian Federation: The 4-th European Conference on health promoting schools / P. Khramtsov, K. Matveev // Equity, Education and Health. Abstracts. Odense. 2013. P. 83–86.
  10. Mandal A.C. The Correct Height of School Furniture // Physiotherapy. 1984. № 70 (2). P. 48–53.

Контактная информация: Храмцов Петр Иванович, тел.: +7 (903) 599-57-91, e-mail: pikhramtsov@gmail.com

Расположение статьи на стр. 19-21

 

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕНЗЕНСКОГО РЕГИОНА

М.Ю. Гаврюшин, И.И. Березин, О.В. Сазонова

ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», г. Самара, Россия

Проведены измерения антропометрических параметров школьников г. Пензы и Пензенской области. При сравнительном анализе данных выявлено, что длина тела мальчиков из г. Пензы в возрасте 8 и 10 лет достоверно (p < 0,05) выше, чем у их сверстников из Пензенской области. Аналогичная тенденция наблюдается в возрастной группе девочек 8, 11 и 15 лет. Окружность грудной клетки пензенских мальчиков достоверно ниже сверстников из Пензенской области в возрастных группах 8–12 лет, и достоверно выше – в 14–17 лет. В возрасте 7–12 лет, окруж- ность талии мальчиков г. Пензы достоверно ниже, а в возрастных группах 15-17 лет достоверно выше, соответствующих значений школьников Пензенской области. Окружность бедер девочек Пензенской области достоверно превосходит этот показатель в г. Пензе. Полученные результаты позволяют обосновывать необходимость создания региональных стандартов физического развития детей.

Ключевые слова: гигиена детей и подростков, стандарты физического развития детей школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов А.А. и др. Физическое развитие детей и подростков на рубеже десятилетий / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. М., 2008. 216 с.
  2. Басманова Е.Д. и др. Особенности физического развития детей в школах разного типа / Е.Д. Басманова, Н.К. Перевощикова // Российский педиатрический жур- нал. 2009. № 1. С. 52–57.
  3. Березин И.И. и др. Комплексная оценка физического развития и состояния здоровья учащихся средних общеобразовательных учреждений города Самары / И.И. Бе- резин, Н.В. Русакова [и др.] // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12. № 1 (7). С. 1802–1807.
  4. Ивженко Е.В. Физиолого-гигиеническая характеристика факторов, формирующих здоровье воспитанников образовательных учреждений государственной опеки: Автореф. дис. … канд. мед. наук. Оренбург, 2013. 23 с.
  5. Кретова И.Г. и др. Состояние здоровья учащихся об- разовательных учреждений разного типа города Сама- ры / И.Г. Кретова, Н.В. Русакова, И.И. Березин [и др.] // Педиатрия. 2011. Т. 90. № 1. С. 125–129.
  6. Масюк В.С. и др. Физическое развитие детей и подростков Республики Карелия / В.С. Масюк, И.М. Шабалина // Экология человека. 2006. № 3. С. 58–61.
  7. О комплексной оценке состояния здоровья: Приказ Минздрава России от 30.12.2003 № 621.
  8. Русакова Н.В. и др. Динамика антропометрических показателей детей и подростков города Самары (1978– 2008 гг.) / Н.В. Русакова, И.И. Березин [и др.] // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 8. С. 200–206.
  9. Русинова И.И. Влияние уровня двигательной активно- сти и оздоровительной программы на физическое раз- витие и нейровегетативные показатели детей 12–15 лет: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Челябинск, 2009. 22 с.
  10. Соколов А.Я. и др. Уровень физического развития и типы телосложения девочек и мальчиков Магадана 7– 10 лет / А.Я. Соколов, Ю.В. Заводчикова // Гигиена и санитария. 2009. № 3. С. 86–88.
  11. Татанова Д.В. и др. Анализ результатов углубленных профилактических осмотров 14-летних подростков / Д.В. Татанова, М.Ф. Рзянкина [и др.] // Дальневосточ- ный медицинский журнал. 2013. № 2. С. 52–55.

Контактная информация: Гаврюшин Михаил Юрьевич, тел.: +7 (927) 202-75-25, e-mail: m.yu.samara@mail.ru

Расположение статьи на стр. 22-27

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВАРИАТИВНОГО РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

А.С. Седова

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

Дана оценка вариативного режима дня в организации отдыха и оздоровления детей, характери- зующегося отсутствием строгой регламентации их деятельности. Наблюдения проводились за 34 детьми в возрасте 11–13 лет (15 мальчиков и 19 девочек) в период летней оздоровительной кампании 2015 года. Режим дня изучался путем анкетирования. Его влияние на функциональное состояние детей оценивалось по показателям динамики функционального состояния сердечно- сосудистой, дыхательной и нервной систем. Установлено, что в условиях свободного выбора досуговой деятельности дети выбирают привычный для них образ жизни. Дети, которые в тече- ние учебного года занимались физической культурой и спортом, предпочитают активный отдых. Показано, что у детей с высоким уровнем физической активности динамика показателей функционального состояния их организма во время пребывания в лагере была более благоприят- ной, чем у их сверстников, предпочитающих пассивный отдых, и наоборот. Выявлено наруше- ние основных режимных моментов – продолжительности сна и кратности приема пищи. Сде- лан вывод о том, что организация вариативного режима требует усиленного контроля за вы- полнением детьми основных режимных моментов. Кроме того, в условиях свободного выбора досуговой деятельности необходимо повышать мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, прежде всего, у детей, предпочитающих пассивный отдых.

Ключевые слова: режим дня, вариативный режим, физическая активность, организация отды- ха и оздоровления, лагерь, отдых.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов А.А. Значение здоровья подростков в форми- ровании их гармоничного развития / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 6. С. 58–62.
  2. Мустафина И.З. Динамика функциональных возмож- ностей организма детей как критерий оценки эффективности оздоровительных мероприятий в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления де- тей // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 1. C. 758.
  3. Платонова А.Г. Использование двигательной активно- сти для оценки эффективности оздоровления детей / А.Г. Платонова, Л.В. Подригало // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 51–52.
  4. Поленова М.А. Информационно-образовательные на- грузки как фактор риска здоровью школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 10 (271). С. 20–22.
  5. Рахманова Г.Ю. Основные направления развития системы отдыха и оздоровления детей и подростков в Саратовской области / Г.Ю. Рахманова, О.И. Кожанова // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 45–46.
  6. Степанова М.И. Компьютерная занятость как фактор риска нарушения здоровья младших школьников / М.И. Сте- панова, З.И. Сазанюк, Е.Д. Лапонова, И.П. Лашнева // Российский педиатрический журнал. 2013. № 3. С. 43–47.
  7. Сухарева Л.М. Состояние здоровья московских школьни- ков и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28–30.

Контактная информация: Седова Анна Сергеевна, тел.: +7 (985) 237-38-83, e-mail: sedovas23@gmail.com

Расположение статьи на стр. 28-31

 

ВОЗМОЖНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ПОЛА

Е.Д. Лапонова1,2

1 ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

2 ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава Российской Федерации, г. Москва, Россия

Представлены данные по влиянию различных режимов организации учебной деятельности на основные показатели умственной работоспособности и функционального состояния организма младших школьников разного пола с целью поиска наиболее физиологически оправданных путей оптимизации их учебной деятельности. Показано, что такими путями могут стать организация работы школ по системе полного дня с более значительной долей творческой активности, с возможностью частой смены деятельности, а также повышение гендерной компетенции педа- гогов, использование ими в работе доказанных нейрофизиологами принципов организации учеб- ной деятельности для детей разного пола.

Ключевые слова: девочки, мальчики, начальная школа, учебный процесс, умственная работо- способность, физиологическая стоимость.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Грибанов А.В. и др. Половые различия спектральных характеристик фоновой ЭЭГ у детей младшего щкольного возраста / А.В. Грибанов, Ю.С. Джос // Вестник Российской академии медицинских наук. 2016. № 1. С. 52–60.
  2. Криволапчук И.А. и др. Гендерные особенности струк- туры готовности детей 6 лет к обучению в школе / И.А. Криволапчук, С.А. Кесель // Новые исследова- ния. 2012. № 1 (30). С. 74–89.
  3. Куинджи Н.Н. и др. Гигиенические преимущества обу- чения девочек в однородных по полу классных коллек- тивах / Н.Н. Куинджи, Е.Д. Лапонова, М.А. Поленова // Гигиена и санитария. 2003. № 4. С. 37–39.
  4. Куинджи Н.Н. Профилактические основы пололичностного (гендерного) подхода к обучению и воспитанию детей в школе. М.: Союз педиатров России, 2012. 128 с.
  5. Кучма В.Р. и др. Приоритетные направления, достиже- ния и перспективы научных исследований в гигиене детей и подростков / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, М.А. По- ленова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 4. С. 4–14.
  6. Кучма В.Р. и др. Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях / Под ред. В.Р. Кучмы, П.И. Храмцова. М.: ФГАУ НЦЗД, 2012. 182 с.
  7. Кучма В.Р. и др. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения / В.Р. Кучма, М.А. Степанова, С.А. Уланова, М.А. Поленова // Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 42–46.
  8. Кучма В.Р. и др. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт. М.: Просвещение, 2012. 253 с.
  9. Озерецкий Н.И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. М., 1928. 77 с.
  10. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников. М.: ТЦ Сфера, 2007. С. 31–40.
  11. Сухарева Л.М. и др. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирова- ние (лонгитудинальное исследование) / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3. С. 28–30.
  12. Унифицированная методика гигиенического изучения организации условий и режима учебных занятий с ис- пользованием компьютеров / Под ред. Г.Н. Сердюков- ской. М., 1987. 91 с.
  13. Хасан Б.И. и др. Пол и образование: анализ конфликтов половозрастной идентификации / Б.И. Хасан, Г.М. Бреслав. Красноярск: КГУ, 1996. 174 с.
  14. Школы содействия здоровью: факты для эффективных действий: Информационный бюллетень: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.med-pravo.ru/International/Helsinci%201.htm (дата обращения: 20.06.2016).
  15. Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов иссле- дования: Хельсинкская декларация всемирной меди- цинской ассоциации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychepravo.ru/assets/files/laws/ helsinki_declaration.pdf (дата обращения: 10.06.2016).
  16. Burman D.D. et al. Sex differences in neural processing of language among children / D.D. Burman, T. Bitan, J.R. Booth // Neuropsychologia. 2009. № 46 (5). Р. 1349– 1362. 17. Magon A.J. Gender, the Brain and Education: Do Boys and Girls Learn Differently? // University of Victoria, 2009. 108 p.

Контактная информация: Лапонова Евгения Дмитриевна, тел.: +7 (910) 413-93-73, e-mail: laponova_ed@mail.ru

Расположение статьи на стр. 32-35

 

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ГОДА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КАНИКУЛ

А.В. Данова, М.А. Поленова

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

 Представлен сравнительный анализ показателей функционального состояния организма млад- ших школьников для оценки эффективности их отдыха при биместровой и триместровой мо- делях организации учебного года. Биместровая модель, заключающаяся в том, что через 7–8 учебных недель следуют двухнедельные каникулы, реализована в Университетской школе Мос- ковского городского педагогического университета (МГПУ). При триместровой модели, используемой во многих школах России, после 5–6 учебных недель следуют недельные каникулы. По по- казателям умственной работоспособности и эмоционального статуса детей не выявлено разли- чий в эффективности каникул при обеих моделях организации учебного года. Полноценный от- дых школьников в каникулы улучшает показатели умственной работоспособности младших школьников, что особенно актуально в весенний период.

Ключевые слова: младшие школьники, организация учебного года, биместровая и триместровая модели, каникулы, умственная работоспособность, физиологическая стоимость обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рапопорт И.К. и др. Заболеваемость школьников и про- блемы создания профилактической среды в образова- тельных организациях / И.К. Рапопорт, С.Б. Соколова, В.В. Чубаровский // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 10–16.
  2. Рапопорт И.К. и др. Оценка здоровьесберегающего по- тенциала биместровой модели организации учебного года в школе / И.К. Рапопорт, С.Ю. Степанов, О.С. Панина [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 8. С. 13–17.
  3. Степанов С.Ю. и др. Биместровая модель / С.Ю. Степанов, О.С. Панина, С.Б. Соколова // Директор школы. 2015. № 8 (201). С. 102–107.
  4. Степанова М.И. и др. Гигиеническое обоснование но- вой структуры учебного года в школе / М.И. Степанова, С.В. Чайкин // Гигиена и санитария. 2004. № 3. С. 51.
  5. Сухарева Л.М. и др. Заболеваемость и умственная работоспособность московских школьников / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова // Гигиена и сани- тария. 2014. № 3. С. 64–67.
  6. Унифицированная методика гигиенического изучения организации условий и режима учебных занятий с использованием компьютеров / Под ред. Г.Н. Сердюковской. Москва, 1987 г.
  7. Школы здоровья России: принципы и организация ра- боты. Мониторинг развития и эффективность / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт [и др.] М.: Просвещение, 2012. С. 45–46.

Контактная информация: Данова Анастасия Владимировна, тел.: +7 (915) 293-66-06, e-mail: d-anastasia@mail.ru

Расположение статьи на стр. 36-38

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВРЕМЕННОЙ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ К ВЫБОРУ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

В.Ю. Иванов

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

Рассмотрены особенности трудовой занятости подростков в многолетней динамике (с 2002 по 2016 годы) по результатам анкетирования старшеклассников города Москвы в возрасте от 14 до 18 лет (2,3 тыс. человек). Установлены высокая распространенность трудовой деятельности (до 38 %) и потребности в подработке (до 71 %). Отмечены тенденции улучшения условий трудовой занятости подростков, снижение в 4,3 раза случаев занятости на тяжелых работах. Показаны риски здоровью, обусловленные работой. Установлена низкая подготовленность подростков к выходу на рынок труда и построению профессиональной карьеры, обусловленные недос- таточным уровнем профориентационной работы в школе. Даны профилактические рекоменда- ции для снижения негативных последствий ранней трудовой занятости, охране здоровья подро- стков на рынке труда.

Ключевые слова: работающие подростки, труд несовершеннолетних, ранняя трудовая занятость, профориентация подростков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иванов В.Ю. Медико-социальные особенности подро- стков, работающих в свободное от учебы время // Здра- воохранение Российской Федерации. 2011. № 5. С. 59–60.
  2. Измеров Н.Ф. и др. Профессиональный риск для здо- ровья работников: Руководство / Под ред. Н.Ф. Измерова и Э.И. Денисова. М.: Тровант, 2003. 448 с.
  3. Кучма В.Р. и др. Актуальные аспекты охраны здоровья работающих подростков / В.Р. Кучма, Е.И. Шубочкина, В.Ю. Иванов [и др.] // Бюллетень научного совета «Медико-экологические проблемы работающих». 2005. № 1. С. 14–18.
  4. Минажетдинова А.А. Факторы, влияющие на проф- ориентацию подростков // Труд и социальные отноше- ния. 2012. № 12. С. 85–91.
  5. Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кан- дидатов, поступающих в учебные заведения граждан- ской авиации»: Приказ Минтранса РФ от 22 апреля 2002 г. № 50.
  6. Профилактика негативных последствий ранней трудо- вой занятости: Федеральные рекомендации по оказанию медицинской помощи обучающимся ФР РОШУМЗ-27- 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://niigd. ru/pdf/16035.pdf (дата обращения: 10.06.2016).
  7. Разумова М.В. К вопросу о трактовке понятия проф- ориентация // Профессиональное образование и общество. 2014. № 1 (9). С. 51–59.
  8. Рапопорт И.К. Состояние здоровья школьников и про- блемы выбора профессии // Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 36–39.
  9. Санитарно-эпидемиологические требования к безопас- ности условий труда работников, не достигших 18-лет- него возраста: СанПиН 2.4.6.2553–09 (утв. Постанов- лением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. № 58).
  10. Труд и социальное развитие: Словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. Т. VI, 266 с.
  11. Dal-Santo J.A. et al. Effects of work permits on illegal employment among youth workers: findings of a schoolbased survey on child labor violations / J.A. Dal-Santo, J.M. Bowling, T.A. Harris // Am. J. Public Health. 2010. № 100 (4). Р. 635–637.
  12. Komarek L. et al. Health and personelity of adolescents (Interadol) / L. Komarek, M. Havlinova, K. Provasnik // European union for school and University health and Medisine Fusuan Bulletins 1987–1989. Paris, 1989. Р. 44–48.
  13. Santana V.S. et al. Workdays lost due to occupational injuries among young workers in Brazil / V.S. Santana, A. Villaveces, S.I. Bangdiwala [et al.] // Am. J. Ind. Med. 2012. № 55 (10). Р. 917–925.
  14. Zierold K.M. et al. A comparison of school performance and behaviors among working and nonworking high school students / K.M. Zierold, S. Garman, H.A. Anderson // Family & Community Health. 2005. № 28 (3). Р. 214–224.

 Контактная информация: Иванов Виктор Юрьевич, тел.: +7 (495) 917-46-39, e-mail: viktor_ivanov_08@mail.ru

Расположение статьи на стр. 39-43

 

РЕЗУЛЬТАТЫ МНОГОЦЕНТРОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА И ОБРАЗА ЖИЗНИ ЮНОШЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖАХ

Е.И. Шубочкина?, Е.М. Ибрагимова?, В.Ю. Иванов?, Е.Г. Блинова?, И.И. Новикова3, О.И. Янушанец4, Е.А. Алексеева5

1 ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия 2 ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Омск, Россия 3 ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора, г. Новосибирск, Россия 4 ГОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, г. Санкт-Петербург, Россия 5 Управление Роспотребнадзора по Псковской области, г. Псков, Россия

Показаны особенности условий жизнедеятельности и качества жизни, связанного со здоровьем, юношей, обучающихся в колледжах профессионального образования Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и Пскова. Отмечены сниженные показатели качества жизни, параметры психического компонента здоровья, повышенная заболеваемость ОРВИ, а также дефицит сна, нарушения режима питания, психологический дискомфорт в семье, неудовлетворенность организацией обучения, несформированное самоопределение

Ключевые слова: юноши, обучающиеся в колледжах профессионального образования, условия жизнедеятельности, качество и образ жизни, региональные особенности, факторы риска.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов А.А. и др. Изучение качества жизни в медици- не и педиатрии / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, И.В. Винярская // Вопросы современной педиатрии. 2005. Т. 4. № 2. С. 7–12.
  2. Кучма В.Р. и др. Гигиенические проблемы организации обучения в профильных классах колледжей / В.Р. Кучма, Е.И. Шубочкина, Е.М. Ибрагимова // Гигиена и са- нитария. 2015. Т. 94. № 4. С. 8–10.
  3. Шубочкина Е.И. и др. Оценка качества и образа жизни подростков, обучающихся в колледжах: ведущие факторы риска / Е.И. Шубочкина, Е.М. Ибрагимова, В.Ю. Ива- нов // Вестник национального медико-хирургического центра. 2015. Т. 10, № 3. Прил. 2. С. 86–89.
  4. Шубочкина Е.И. и др. Профилактическая среда в обра- зовательных учреждениях профессионального образова- ния: актуальные проблемы и пути решения / Е.И. Шу- бочкина, В.Р. Кучма, Е.М. Ибрагимова [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 8. С. 46–50.
  5. Ware J.E. et al. SF-36 Physical and Mental Health Summary Scales: A User`s Manual / J.E. Ware, M. Kosinski, S.D. Keller // The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass. 1994.

Контактная информация: Шубочкина Евгения Ивановна, тел.: +7 (495) 917-46-39, e-mail: adlabhyg@yandex.ru

Расположение статьи на стр. 44-46

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ В ШКОЛЬНОМ ПИТАНИИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Ж.Ю. Горелова, М.И. Баканов, Н.Н. Мазанова, Ю.В. Соловьева, Т.А. Летучая, А.Н. Плац-Колдобенко, Е.А. Федоськина

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

Представлены результаты использования в школьном питании специализированного продукта для коррекции нарушений питания у школьников (нормализация веса, статус питания) во время обучения. Полученные результаты подтверждают лабораторные (биохимические исследования экскреции спектра свободных аминокислот (АК) у школьников до и после приема продукта) и психофизиологические исследования (оценка эмоционального состояния по методике Сан).

Ключевые слова: школьное питание, специализированные продукты, алиментарно-зависимые состояния, спектр свободных аминокислот.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов А.А. и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руково- дство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 432 с.
  2. Волкова Л.Ю. Гигиеническое обоснование оптимизации питания школьников г. Москвы: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. М., 2005. 23 с.
  3. Вржесинская О.А. и др. Значение обогащенных пище- вых продуктов и витаминно-минеральных комплексов в обеспечении организма детей витаминами и минеральными веществами / О.А. Вржесинская, В.М. Коденцова // Вопросы детской диетологии. 2008. № 5. С. 19–27.
  4. Вржесинская О.А. и др. Обеспеченность витаминами и железом московских школьников / О.А. Вржесинская, В.М. Коденцова, А.В. Трофименко // Вопросы детской диетологии. 2004. № 2. С. 22–27.
  5. Звездина И.В. и др. Роль нерационального питания в развитии неинфекционных заболеваний у школьников / И.В. Звездина, А.В. Трофименко // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2010. № 3 (19). С. 108–109.
  6. Кучма В.Р. и др. Концепция мониторинга состояния здоровья учащихся в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания в школах / В.Р. Кучма, И.К. Рапопорт, Ж.Ю. Го- релова // Здоровье населения и среда обитания. 2008. № 7. С. 5–9.
  7. Кучма В.Р. и др. Мониторинг модернизации организации питания детей в общеобразовательных учреждениях / В.Р. Кучма, В.В. Чернигов // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8. С. 7–10.
  8. Кучма В.Р. и др. Научно-организационные основы мониторинга реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающих- ся в ГОУ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях / В.Р. Кучма, И.К. Рапопорт, Ж.Ю. Горелова // Здоровье населения и среда обитания. 2009. № 5. С. 9–11.
  9. Леонов А.В. и др. Выборочное медицинское обследова- ние как инструмент определения состояние здоровья де- тей и подростков / А.В. Леонов, Т.В. Поздеева, Ю.Г. Кузь- мичев [и др.] // Проблемы соц. гигиены, здравоохране- ния и истории медицины. 2004. № 5. С. 15–17.
  10. Онищенко Г.Г. Государственная политика в области здорового питания населения и пути реализации // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. № 3. С. 3–9.
  11. Сборник аналитических материалов по вопросам орга- низации питания школьников Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Онищенко. М., 2012. 103 с.
  12. Тутельян В.А. Научные основы здорового питания. М.: Панорама, 2010. 816 с.

Контактная информация: Горелова Жанетта Юрьевна, тел.: +7 (916) 649-45-66, e-mail: nczdlep@mail.ru

Расположение статьи на стр. 47-49

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С.Г. Сафонкина, В.В. Молдованов

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», г. Москва, Россия

В структуре заболеваемости детского населения города Москвы травмы занимают второе ран- говое место. Значительную часть из них составляют травмы, полученные в образовательных организациях. Оценена эффективность современных моделей производственного контроля и санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных организациях по сравнению с традици- онной моделью проведения производственного контроля. Показано, что своевременное выявление визуальным методом нарушений, способствующих возникновению школьного травматизма (на- рушения требований к внутренней отделке помещений, к оборудованию и содержанию участка, к обеспечению нормативных показателей естественного и искусственного освещения, к норма- тивам площади на одного ребенка), а также инструментальными методами исследований уров- ней освещенности, не соответствующих санитарным нормам, позволяет сохранять низкий уровень травм в округе. Установлено, что шансы возникновения травм и относительный риск их появления у детей в округе с традиционной системой проведения производственного контро- ля достоверно выше, чем в округе с внедренной современной моделью производственного контро- ля и санитарно-эпидемиологического аудита.

Ключевые слова: образовательная организация, санитарные правила, травмы, санитарно- эпидемиологический аудит.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кучма В.Р. и др. Санитарно-эпидемиологическое бла- гополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях // Анализ риска здоровью. 2014. №. 1. С. 65–73.
  2. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях / Под ред. В.Р. Кучмы и П.И. Храмцова. М.: Издатель НЦЗД, 2012. 181 с.
  3. Сборники показателей деятельности лечебно-профи- лактических учреждений Департамента здравоохране- ния города Москвы по административным округам 2005–2006, 2006–2007, 2007–2008, 2008–2009, 2009– 2010.
  4. Степанова М.И. Профилактика детских травм на школьном участке // Директор школы. 2011. № 5 (158). С. 108–110.
  5. Субботина Т.В. и др. Организация профилактических мероприятий в образовательной организации по обеспечению безопасности образовательного процесса: Ме- тодические рекомендации / Т.В. Субботина, В.Г. Зуб- ков: [Электронный документ]. Режим доступа: http:// slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/542-zubkov-v-gsubbotina-t-v-organizatsiya-profilakticheskikh-meropriyatij-v-obrazovatelnoj-organizatsii-po-obespecheniyu-bezopasnosti-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 15.07.2016).
  6. Шеметова Е.Г. Оценка фактической освещенности рабочих мест учебных аудиторий СибУПК // Austrian Journal of Technical and Natural Sciences. 2014. №. 7–8. Р. 107–110.

Контактная информация: Сафонкина Светлана Германовна, тел.: +7 (495) 616-41-01, e-mail: safonkina-sg@mail.ru

Расположение статьи на стр. 50-52

 

К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Л.М. Текшева, О.А. Чумичева, Н.К. Барсукова

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

 В настоящее время в России идет широкомасштабное внедрение одежды для обучающихся в системе школьного образования. По результатам оценки 380 комплектов школьной формы вы- явлено, что 80 % исследованных образцов одежды не соответствовали требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» по физико-гигиеническим показателям: воздухопроницаемости и гигроскопично- сти. С учетом реальной нагрузки школьной формы на организм ребенка, необходимо предъяв- лять к ней более высокие требования по безопасности и качеству, чем к иной одежде для детей и подростков.

Ключевые слова: одежда для обучающихся, биологическая и химическая безопасность, воздухопроницаемость, гигроскопичность.

ЛИТЕРАТУРА

  1. О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков: Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 007/2011 (утв. Решением комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 797).
  2. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (утратил силу).
  3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 04.06.2014 № 148-ФЗ.
  4. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. 2-е издание, испр. и доп. М.: ГЭОТА-Медиа, 2013. 528 с. 5. Поручения Президента РФ Правительству РФ: Пр-647 от 25.03.2013, Пр-877 от 18.04.2013.
  5. Текшева Л.М. и др. Особенности гигиенической оценки современных текстильных изделий детского ассортимента. В кн.: Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904– 1959–2004) / Л.М. Текшева, Н.К. Барсукова, Л.Г. Надежина, И.Е. Барсукова. М.: Династия, 2006. С. 241.

Контактная информация: Текшева Любовь Михайловна, тел.: +7 (985) 211-35-27, e-mail: l.m.teksheva@mail.ru

Расположение статьи на стр. 53-55

скачать dle 12.1

Language selection
Ссылки