Контактная информация

117105, Москва, Варшавское шоссе, 19А
ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
Редакция «ЗНиСО».

Оригиналы документов предпочтительно направлять в организацию курьерской доставкой


Тел.: 8 (495) 954-0330
Факс: 8 (495) 954-0310
Internet: zniso.ru
E-mail: zniso@fcgie.ru


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная.

№ 08 (305) Август 2018 год

Просмотров: 96

Библиографическая информация о статьях научно-практического журнала «Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО» № 8 (305), август, 2018 г. (заглавие, авторы, наименование журнала, номер, страницы, аннотации статей, ключевые слова и списки цитируемой литературы)

 

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЗДОРОВЬЕ, СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7–8 И 10–11 КЛАССОВ Г. МОСКВЫ

С.Б. Соколова

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1, г. Москва, 119991, Россия

Приведены данные о распространенности поведенческих факторов риска, определяющих здоровье, среди московских школьников 7–8-х и 10–11-х классов. Выявлены неблагоприятных факторы в отношении здоровья (высокий уровень школьной нагрузки, нездоровое питание, гиподинамия, потребление психоактивных веществ, агрессивное поведение), и представлены их гендерные и возрастные различия. Предложены практические профилактические меры для снижения риска формирования нарушений здоровья.

Ключевые слова: обучающиеся, подростки, показатели отношения обучающихся к учебной деятельности, факторы, влияющие на здоровье, факторы риска, приоритетные профилактические меры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей Российской Федерации // Педиатрия. 2012. № 91 (3). С. 9–14.
  2. Жданова Л.А., Молькова Л.К., Зайцева Е.С. Стиль поведения учителя и состояние здоровья детей // Материалы ХIV Конгресса педиатров России. М., 2010. C. 103–104.
  3. Жигарева Н.С. Особенности формирования отклонений в состоянии здоровья младших школьников в динамике обучения: дисс. … канд. мед. наук. М., 2008. 216 с.
  4. Звездина И.В., Кучма В.Р. Эпидемиологические аспекты поведенческих факторов риска среди подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2005. № 1 (142). С. 1–5.
  5. Здоровье-2020: основы европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.euro.who.int/__data/ assets/pdf_fi le/0018/215433/Health2020-Short-Rus.pdf (дата обращения: 23.06.2018).
  6. Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20.11.1989): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sc77.lipetsk.ru/ documents/Konvenc_O_Pravah_Rebionka.pdf (дата обращения: 30.07.2018).
  7. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века: монография. М.: ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 2017. 170 с.
  8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 12. С. 990–995.
  9. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: НЦЗД РАМН, 2009. 240 с.
  10. Кучма В.Р., Чернигов В.В., Горелова Ж.Ю. О концепции программы «школьное питание» // Вестник Санкт-петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. 2007. № 2 (2). С. 91–93.
  11. Милушкина О.Ю. Физическое развитие и образ жизни современных школьников // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013. № 3. С. 9–12.
  12. Нотова С.И., Бурлуцкая Т.И., Бурлуцкая О.И. и др. Особенности питания, элементного статуса организма учащихся и их успеваемость // Вопросы современной педиатрии. 2007. Т. 6. № 5. С. 70–74.
  13. Рапопорт И.К. Состояние здоровья московских школьников в динамике обучения с первого по одиннадцатый класс: материалы научно-практической конференции «Безопасная образовательная среда в современной школе». М.: МПГУ, 2016. С. 45.
  14. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Агрессивность школьников глазами учителей // Директор школы. 2012. № 5. С. 84–90.
  15. Соловьева И.М. Укрепление здоровья детей школьного возраста: программа «CINDI-ДЕТИ» // Укрепление здоровья и профилактика неинфекционных заболеваний в России и Канаде. Опыт и рекомендации / Под ред. И.С. Глазунова, S. Stachenko. 2006. С. 74–82.
  16. Anderson P., Baumberg B. Alcohol in Europe. A public health perspective. Brussels: European Commission; 2006. Available at: http://ec.europa.eu/health/archive/ph_determinants/life_style/alcohol/documents/alcohol_europe_en.pdf (accessed 24.06. 2018)
  17. Clercq B.D., Abel T., Moor I., Elgar F.J., Lievens J., Sioen I., Deforche B. (2016). Social inequality in adolescents' healthy food intake: the interplay between economic, social and cultural capital. // The European Journal of Public Health. Available at: https://academic.oup.com/eurpub/article/27/2/ 279/2769419 (accessed 23.06.2018)
  18. Cooper SB, Bandelow S, Nevill ME. Breakfast consumption and cognitive function in adolescent schoolchildren. // Physiology & Behavior, 2011, № 103(5). P. 431–439.
  19. Demmler J.C., Hill R.A., Rahman M.A., Bandyopadhyay A., Healy M.A., Paranjothy S., Lyons R.A. (2017). Educational Attainment at Age 10–11 Years Predicts Health Risk Behaviors and Injury Risk During Adolescence. // Journal of Adolescent Health. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1054139X17300691(accessed 23.06.2018)
  20. Farrington DP et al. Bullying perpetration and victimization as predictors of delinquency and depression in the Pittsburgh Youth Study. // Journal of Aggression, Conflict and Peace Research. 2011, № 3(2) Р. 74–81.
  21. Garc?a-Moya I., Ortiz Bar?n M.J., Moreno C. (2017). Emotional and Psychosocial Factors Associated With Drunkenness and the Use of Tobacco and Cannabis in Adolescence: Independent or Interactive Effects? // Substance Use & Misuse. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28323506 (accessed 23.06.2018)
  22. Haug E, Rasmussen M, Samdal O, Iannotti R, Kelly C, Borraccino A et al. Overweight in school-aged children and its relation with demographic and lifestyle factors: results from the WHO-collaborative Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) Study. // Int J Public Health. 2009. № 54(2). Р. 167–179.
  23. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey. Available at: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0010/ 181972/E96444-Rus-full.pdf?ua=1 (accessed 24.06. 2018)
  24. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2013/2014 survey. Available at: http://www.euro.who.int/en/health-topics/Life-stages/child-and-adolescent-health/health-behaviour-in-school-aged-children-hbsc/hbsc-international-reports/growing-up-unequal.-hbsc-2016-study-20132014-survey (accessed 24.06. 2018)
  25. Johnston LD, O’Malley PM, Miech RA, Bachman JG, Schulenberg JE. Monitoring the future. National survey results on drug use, 1975–2014: overview, key findings on adolescent drug use. Ann Arbor (MI): Institute for Social Research, The University of Michigan; 2015. Available at: http://www. monitoringthefuture.org/pubs/monographs/mtf-overview2014. pdf, (accessed 24.06. 2018)
  26. Moor I., Rathmann K., Lenzi M., Pf?rtner T.K., Nagelhout G.E., de Looze M., Richter M. (2015). Socioeconomic inequalities in adolescent smoking across 35 countries: a multilevel analysis of the role of family, school and peers. // The European Journal of Public Health. Available at: https://academic.oup.com/eurpub/ article/25/suppl_2/33/589857 (accessed 24.06. 2018)
  27. Ottov?-Jordan V., Smith O. R., Augustine L., Gobina I., Rathmann K., Torsheim T., Ravens-Sieberer U. Trends in health complaints from 2002 to 2010 in 34 countries and their association with health behaviours and social context factors at individual and macro-level. // The European Journal of Public Health. 2015. № 25(suppl 2), Р. 83–89.
  28. Preventing tobacco use among youth and young adults: a report of the Surgeon General. Rockville (MD): US Department of Health and Human Services; 2012. Available at: https://www.surgeongeneral.gov/library/reports/preventing-youth-tobacco-use/index.html (accessed 24.06.2018)
  29. Timlin MT et al. Breakfast eating and weight change in a 5-year prospective analysis of adolescents: Project EAT (Eating Among Teens) // Pediatrics. 2008 № 121(3) Р. e638–e645.

 

Контактная информация:

Соколова Светлана Борисовна, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

е-mail: s-s-b@mail.ru

Расположение статьи на стр. 4-10

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ И ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ У МОСКОВСКИХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

И.К. Рапопорт, Л.М. Сухарева

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1, Москва, 119991, Россия

Представлен анализ данных лонгитудинального наблюдения за здоровьем одних и тех же московских школьников, наблюдавшихся врачами-специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, с 1-го по 11-й класс.

Изучена динамика заболеваемости функциональной диспепсией, дискинезией желчевыводящих путей, функциональными кишечными нарушениями, хроническим гастродуоденитом, язвенной болезнью, дефицитом и избытком массы тела, ожирением, ювенильной струмой и др. Помимо показателей заболеваемости проводилось изучение течения патологических процессов по каждой нозологии на протяжении 11 лет. Выявлено, что рассматриваемые нарушения здоровья характеризуются ростом распространенности и/или неблагоприятным течением патологических процессов в школьном онтогенезе. Высокая заболеваемость указанными нарушениями здоровья и ухудшение клинической симптоматики у 43–65 % учащихся в 9–11-х классах свидетельствуют о негативной роли чрезмерных учебных нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и пред-экзаменационного стресса в формировании патологических состояний у школьников.

Ключевые слова: школьники; лонгитудинальное медицинское наблюдение; функциональные отклонения; хронические заболевания; органы пищеварения; эндокринная система и обмен веществ; течение патологических процессов.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН. 2009. № 5. С. 6–11.
  2. Детская гастроэнтерология: руководство для врачей / Под ред. проф. Н.П. Шабалова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: МЕДпресс-инфо, 2013. 760 с.
  3. Заброда Н.Н., Пинигин М.А., Величковский Б.Т. Основные социально-гигиенические факторы, определяющие состояние здоровья населения России // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013. № 5–6. С. 23–26.
  4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. № 10. Т. 96. С. 990–995.
  5. Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Чубаровский В.В. Заболеваемость школьников и проблемы создания профилактической среды в общеобразовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 10–16.
  6. Рапопорт И.К., Ямпольская Ю.А., Чубаровский В.В. и др. Дифференцированный подход к оценке динамики показателей состояния здоровья подростков по результатам профилактических медицинских осмотров: методические рекомендации // Гигиена детей и подростков. Сборник нормативно-методических документов / Под редакцией члена-корр. РАМН В.Р. Кучмы. М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН, 2013. С. 93–110.
  7. Степанова М.И., Уланова С.А. Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий // Гигиена и санитария. 2012. № 2. С. 52–55.
  8. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс // Российский педиатрический журнал. 2013. № 4. С. 48–53.
  9. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28–30.
  10. Тутельян В.А., Батурин А.К., Конь И.Я. и др. Распространенность ожирения и избыточной массы тела среди детского населения Российской Федерации: мультицентровое исследование // Педиатрия (журнал им. Г.Н. Сперанского). 2014. № 56. С. 28–32.
  11. Cattaneo A. et al. Child health in the European Union. Luxemburg: European Commission. 2012.
  12. Flegal K., Kit B., Orpana H., Graubard B.J. Association of all-cause mortality with overweight and obesity using standard body mass index categories: a systematic review and meta-analysis // JAMA. 2013. № 309 (1). P. 71–82.
  13. Trost-Brinkhues G., Ellsaber G. Overview of pediatric health examinations among school beginners in Germany – identifying health needs for adequate health promotion at school. Materials the 19-th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe «Mind the gap!» Building bridges to better health for all young people», Leuven, 6–8 September, 2017. P. 32.
  14. Twisk J.W.R. Causal inference in longitudinal experimental research // Handbook of longitudinal research / Ed. S. Menard. N.Y.: Elsevier, 2008. P. 279–294.
  15. Yamada T., Alpers Dh. et al. Textbook of gastroenterology (5th ed.). Chichester, West Sussex: Blackwell Pub. 2009. 284 p.

Контактная информация:

Рапопорт Ирина Калмановна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

e-mail: ikrapoport@yandex.ru

Расположение статьи на стр. 11-16

 

 

КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ПОЛА В ОБОСНОВАНИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

П.И. Храмцов1, О.В. Моргачёв1,2

1 ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1, г. Москва, 119991, Россия

2 ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора, Варшавское шоссе, 19а, г. Москва, 117105, Россия

 

Проведена оценка показателей сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечно-связочной систем и вестибулярного анализатора у 146 младших школьников (68 мальчиков и 78 девочек) 8–9 лет с целью комплексной сравнительной характеристики функционального состояния организма детей разного пола на начальном этапе реализации дифференцированного подхода к организации физического воспитания. Анализ результатов выявил различия между мальчиками и девочками по длительности задержки дыхания на вдохе (23,3 ± 1,0 с и 19,8 ± 0,7 с соответственно; p < 0,05), жизненной ёмкости легких (1 532 ± 45 мл и 1 406 ± 34 мл соответственно; p < 0,05), уровням статического равновесия (4,3 ± 0,3 с и 6,6 ± 0,5 с соответственно; p < 0,05) и статокинетической устойчивости (5,00 ± 0,20 об. и 5,64 ± 0,20 об. соответственно; p < 0,05), силе мышц левой кисти (8,4 ± 0,2 кг и 7,7 ± 0,2 кг соответственно; p < 0,05). Функциональное мышечное тестирование показало, что у мальчиков мышцы и связки шеи, плечевого пояса, грудные мышцы и мышцы туловища чаще находились в закрепощенном состоянии, чем у девочек. Не выполнили тесты на оценку состояния мыщц и связок шеи, плечевого пояса, грудных мышц 27,9 % мальчиков и 7,7 % девочек (p < 0,05; тест 1); 48,5 % мальчиков и 15,4 % девочек (p < 0,05; тест 2); мышц и связок туловища – 10,3 % мальчиков и 1,3 % девочек (p < 0,05); мышц и связок таза и нижних конечностей – 1,5 % мальчиков и 3,8 % девочек, (p > 0,05). Полученные результаты свидетельствуют об особенностях функционального состояния организма младших школьников разного пола и могут быть использованы для гигиенического обоснования дифференцированного подхода к организации их физического воспитания.

Ключевые слова: младшие школьники; функциональное состояние организма; половой диморфизм; дифференцированный подход; физическое воспитание.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития: пер. с англ. Ю. Даре. М.: Теревинф, 2009. 272 с.
  2. Аршинник С.П., Тхорев В.И. Физическое состояние современных школьников: результаты мониторинга, проведенного в 2014–2015 учебном году // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. 2016. № 1(18). С. 11–21.
  3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 480 с.
  4. Лапонова Е.Д., Вятлева О.А. Профилактический потенциал гендерной дифференциации образовательного процесса // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2014. № 24(195). С. 103–107.
  5. Милушкина О.Ю., Федотов Д.М., Бокарева Н.А. и др. Возрастная динамика мышечной силы современных школьников // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013. № 1. С. 62–65.
  6. Милушкина О.Ю. Физическое развитие и образ жизни современных школьников // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013. № 3. С. 68–71.
  7. Моргачёв О.В. Особенности роста и развития младших школьников с позиций полового диморфизма (научный обзор). Сообщение 1 // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 2. С. 11–16.
  8. Павлов В.В. Морфофункциональные показатели детей младшего школьного возраста при различном планировании учебного процесса // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2007. № 3(4): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kamgifk.ru/magazin/3_07/3_ 2007_14.pdf (дата обращения: 13.06.2018).
  9. Седова А.С., Храмцов П.И. Мотивация к занятиям физической культурой и физическая подготовленность школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 11. С. 40–43.
  10. Скрининг-обследование обучающихся в образовательных организациях: ФР РОШУМЗ-1-2014 (версия 1.0, утв. Профильной комиссией Минздрава России по гигиене детей и подростков 15.02.2014, протокол № 2) // Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся / Под ред. члена-корр. РАН В.Р. Кучмы. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016. С. 31–76.
  11. Храмцов П.И., Седова А.С. Обоснование дифференцированного подхода к организации физического воспитания обучающихся разного пола на основе оценки функционального состояния мышц // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 4. С. 30–34.
  12. Храмцов П.И., Седова А.С. Оценка функционального состояния мышц у обучающихся разного пола в обосновании дифференцированного подхода к организации физического воспитания // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 12 (285). С. 29–32.
  13. Храмцов П.И. Физиолого-гигиенические предпосылки повышения здоровьеформирующей эффективности физического воспитания детей в образовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 4. С. 15–20.
  14. Чекалова М.Г. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания. Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2009. 89 с.
  15. Geldhof E., Cardon G., De Bourdeauhuij I., Danneels L., Coorevits P., Vanderstraeten G., De Clercq D. Static and dynamic standing balance: test-retest reliability and reference values in 9 to 10 year old children. Eur J Pediatr. 2006; 65(11): 779-786.
  16. Smith A.W., Ulmer F.U., Wong D.P. Gender differences in postural stability among children. Journal of Human Kinetics. 2012; 33: 25-32. DOI: 10.2478/v10078-012-0041-5 Section I – Kinesiology.

 

 

 

Контактная информация:

Моргачёв Олег Васильевич, аспирант лаборатории комплексных проблем гигиенической оценки и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

e-mail: MorgachovOV@mail.ru

Расположение статьи на стр. 17-20

 

 

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ И ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ БОЛЕЗНЕЙ

О.В. Левченко1,2, А.Н. Герасимов3, В.Р. Кучма2,3

1 ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора, Варшавское шоссе, 19а, г. Москва, 117105, Россия

2 ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1, г. Москва, 119991, Россия

3 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), ул. Трубецкая, 8, стр. 2, г. Москва, 119991, Россия

 

Представлены результаты исследования влияния уровня жизни населения на состояние здоровья детей и подростков по данным федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга. Показана динамика заболеваемости детей и подростков социально значимыми и основными классами болезней. Показатели федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга отражают общую картину первичной заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет включительно и подростков от 15 до 17 лет включительно социально значимыми и основными классами болезней без учета принципов возрастной периодизации и не позволяют выявить особенности заболеваемости детей и подростков различных возрастных групп.

Чем выше величина прожиточного минимума, тем выше заболеваемость ожирением детей; чем меньше процент лиц с доходами ниже величины прожиточного минимума, тем выше заболеваемость ожирением детей и подростков. На заболеваемость ожирением подростков (как менее чувствительной группы) величина прожиточного минимума достоверного влияния не оказала. Социально-экономическое положение регионов влияет на поведение и заболеваемость детей и подростков: чем выше величина прожиточного минимума, тем выше заболеваемость ожирением детей и удельный вес детей и подростков с понижением остроты зрения.

Ключевые слова: дети, подростки, ожирение, понижение остроты зрения, федеральный информационный фонд социально-гигиенического мониторинга, заболеваемость, прожиточный минимум, процент лиц с доходами ниже величины прожиточного минимума.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Модестов А.А. и др. Заболеваемость детского населения России (итоги комплексного медико-статистического исследования) // Здравоохранение Российской Федерации. 2012. № 5. С. 21–26.
  2. Баранов А.А., Кучма Л.М. Состояние здоровья современных детей и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН. 2009. № 5. С. 6–10.
  3. Гудинова Ж.В., Жернакова Г.Н., Толькова Е.И. Дружелюбная статистика: статистический анализ медицинских баз данных: пошаговые инструкции. Выпуск I. Омск: изд-во ОмГМА, 2014. 112 с.
  4. Жданова Л.А., Бобошко И.Е., Шишова А.В. и др. Алгоритм активной иммунизации воспитанников и обучающихся в образовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 1. С. 33–62.
  5. Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. и др. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников // Гигиена и санитария. 2013. № 5. С. 91–94.
  6. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Научно-методические основы охраны и укрепления здоровья подростков России // Гигиена и санитария. 2011. № 4. С. 53–59.
  7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Научные достижения гигиены детей и подростков – санитарно-эпидемиологическому благополучию подрастающего поколения России // Материалы XI Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей: сборник статей. Том III / Под ред. акад. РАМН проф. Г.Г. Онищенко, акад. РАМН проф. А.И. Потапова. М., Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2012. 564 с.
  8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. № 10. С. 990–995.
  9. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Руководство по школьной медицине. Медицинское обеспечение детей в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН, 2012. 215 с.: илл.
  10. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. и др. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Кучмы В.Р. и д.м.н. Храмцова П.И. М.: Издательство НЦЗД, 2012. 181 с.
  11. Милушкина О.Ю., Пивоваров Ю.П., Скоблина Н.А. и др. Ведущие факторы нарушения морфофункционального состояния организма детей и подростков // Охрана материнства и детства. 2014. № 2 (51). С. 26–31.
  12. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot- 30031999-n-52-fz-o/ (дата обращения: 31.07.2018).
  13. Онищенко Г.Г. Актуальные задачи гигиенической науки и практики в сохранении здоровья населения // Гигиена и санитария. 2015. № 3. С. 5–10.
  14. Социальное положение и уровень жизни населения России: сборники за 2007–2014 гг.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138698314188 (дата обращения: 31.07.2018).
  15. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс // Российский педиатрический журнал. 2013. № 4. С. 48–53.
  16. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28–30.
  17. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. gks.ru/ (дата обращения: 31.07.2018).
  18. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: сборник материалов. Вып. VI / Под ред. акад. РАН и РАМН А.А. Баранова, член-корр. РАМН В.Р. Кучмы. М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. 192 с.

Контактная информация:

Левченко Оксана Васильевна, врач по общей гигиене отделения обеспечения санитарного надзора по общей гигиене отдела обеспечения санитарного надзора и надзора на транспорте ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора, аспирант НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

e-mail: gigdet@fcgie.ru

Расположение статьи на стр. 21-25

 

 

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ: ФАКТОРЫ РИСКА, ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

И.С. Лабутьева

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1, г. Москва, 119991, Россия

В современных условиях отмечается рост показателей распространенности психических заболеваний среди всех возрастных групп, отмечаются высокие показатели подростковых суицидов.

Цель исследования – оценить санитарно-эпидемиологическое и психологическое благополучие подростков, обучающихся в различных учебных заведениях. Объектом исследования явились 100 девушек и 100 юношей в возрасте 15–18 лет, учащихся общеобразовательных школ и колледжей. В исследовании использованы гигиенические, социологические, клинические, катамнестические и статистические методы. Оценка условий и организации обучения в обследованных школах позволила отнести их к оптимально допустимым, а в колледжах – к потенциально опасным, и прогнозировать в последних формирование морфофункциональных отклонений у подростков. Различные формы психических нарушений выявлены у 67,5 % обследованных. Значительную часть (36 %) из них составили предболезненные состояния, 16 % из них – невротические реакции, 20 % – патохарактерологические реакции. Собственно, неврозы выявлены у 20 % обследуемых. Установлено достоверное преобладание распространенности психических расстройств у подростков в колледжах (82 %) по сравнению со школами (53 %) за счет патохарактерологических реакций. Патохарактерологические и акцентированные личностные особенности являются важнейшими предикторами психических расстройств, из них формируются группы риска, которые должны быть в сфере внимания медицинских и педагогических работников образовательных организаций. Особенности формирования психических расстройств у обучающихся подростков обуславливают необходимость проведения первичной и вторичной психопрофилактики в данных группах.

Ключевые слова: гигиена; психогигиена; психическое здоровье; подростки; психические расстройства; профилактика психических расстройств; санитарно-эпидемиологическое благополучие.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. М.: Литтерра, 2010. 272 с.
  2. Александрова Н.А., Шкитырь Е.Ю. Социальные факторы риска суицида у несоврешеннолетних: сборник материалов VI Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии «Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее». М.: ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2016. 43 с.
  3. Алифанова М.К., Рабигалов Ф.А., Халилова И.В. Выявление группы риска по развитию синдрома дисморфофобии-дисморфомании среди подростков: сборник материалов VI Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии «Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее». Волгоград: ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, 2016. 46 с.
  4. Банников Г.С., Федунина Н.Ю., Павлова Т.С. и др. Механизмы самоповреждающего поведения среди несовершеннолених: сборник материалов VI Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии «Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее». М.: ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2016. 58 с.
  5. Баранов А.А., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. и др. Состояние здоровья современных подростков: глава 1 в монографии «Медико-социальные проблемы воспитания подростков». М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2014. С. 15–41.
  6. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века: монография. М.: ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 2017. 170 с.
  7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. СПб.: Издательство «Речь», 2009. 126 с.
  8. Семечев С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1978. 183 с.
  9. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: руководство / Под ред. чл.-корр. РАН В.Р. Кучмы. М.: ФГБУ НЦЗД, 2014. С. 43–152.
  10. Goodman R.N. Comparing the Strengths and Difficulties Questionnaire and the Child Behavior Checklist: is small beautiful? / R. Goodman, S. Scott // J. Abnorm. Child Psychol. 1999. Bol. 27(1). P. 17–24.

Контактная информация:

Лабутьева Ирина Сергеевна, аспирант ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия

e-mail: weeds777@mail.ru

Расположение статьи на стр. 26-30

 

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ РАЗНОГО ПОЛА 5–9-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ С РАЗНОЙ ВРЕМЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА

Е.Д. Лапонова1,2

1 ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1, г. Москва, 119991, Россия

2 ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, ул. Островитянова, 1, г. Москва, 117997, Россия

Изучена умственная работоспособность и эмоциональное состояние школьников 5–9-х классов разных возрастно-половых групп на уроках с использованием и без использования ПК. Под наблюдением находились 277 учащихся 5–9-х классов (113 мальчиков и 164 девочки). Проанализированы динамические изменения показателей умственной работоспособности и эмоционального состояния детей разного пола на 94 уроках. Показано, что использование компьютера в учебном процессе является значимым фактором формирования утомления для учащихся обоего пола, однако характер и уровень реакции на него неодинаков у мальчиков и девочек. Использование ПК на уроке предопределяет разнообразные изменения изучаемых показателей, направленность которых зависит от пола, возраста и времени его использования в учебной деятельности. Различная продолжительность использования ПК влияет, прежде всего, на качественный показатель корректурной работы – ее точность. От начала к концу обучения в основной школе, на фоне растущей интенсификации обучения, устойчивость к учебным нагрузкам, связанным с использованием ПК на уроках, у девочек увеличивается, а у мальчиков уменьшается. Это свидетельствует о необходимости учета различных психофизиологических реакций детей разного пола, а также особенностей восприятия ими учебной информации при разработке методического обеспечения учебного процесса, связанного с использованием персонального компьютера.

Ключевые слова: персональный компьютер; учебное утомление; мальчики; девочки; физиологическая стоимость.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вятлева О.А. Нейробиологические особенности мальчиков и девочек (научный обзор) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 2. С. 12–17.
  2. Вятлева О.А. Успешность мальчиков и девочек в образно-пространственной деятельности на разных этапах пубертатного периода: значение полушарных мозговых стратегий // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 4. С. 41.
  3. Грибанов А.В., Джос Ю.С. Половые различия спектральных характеристик фоновой ЭЭГ у детей младшего школьного возраста // Вестник Российской академии медицинских наук. 2016. № 1. С. 52–60.
  4. Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты. М.: Пашков дом, 2010. 78 с.
  5. Кучма В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 1. С. 4–10.
  6. Кучма В.Р., Степанова М.И., Уланова С.А. и др. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения // Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 42–46.
  7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников // Российский педиатрический журнал. 2016. № 19(6). С. 367–373.
  8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность. М.: Просвещение, 2012. 128 с.
  9. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: НЦЗД РАМН, 2009. 240 с.
  10. Лапонова Е.Д. Гигиеническая оценка дифференцированного подхода к организации обучения подростков разного пола // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 8 (269). С. 30–33.
  11. Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Чубаровский В.В. Заболеваемость школьников и проблемы создания профилактической среды в общеобразовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 10–16.
  12. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников. М.: ТЦ Сфера, 2007. С. 31–40.
  13. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Лапонова Е.Д. и др. Гигиеническая регламентация занятий школьников за компьютером // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8. С. 25–27.
  14. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Лапонова Е.Д. и др. Обоснование регламентов использования компьютеров с жидкокристаллическим монитором в процессе учебных занятий // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 1. С. 108–110.
  15. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий // Гигиена и санитария. 2012. № 2. С. 52–55.
  16. Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование: анализ конфликтов половозрастной идентификации. Красноярск: КГУ, 1996. 174 с.
  17. Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта: Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychepravo.ru/law/int/helsinkskaya-deklaraciya.htm (дата обращения: 01.08.2018).
  18. Burman D.D., Bitan T., Booth J.R. Sex differences in neural processing of language among children / Burman D.D., Bitan T., Booth J.R. // Neuropsychologia, 2009, no. 46(5), pp. 1349–1362.
  19. Laponova E., Vyatleva O., Rapoport I., Stepanova M. Accounting for gender identity in education is one of the bridges to improving the health of schoolchildren. In: The materials of 19th biennial EUSUHM Congress «Mind the gap! Building bridges to health for all young people». 6–8 September 2017: 204.
  20. Magon A. J. Gender, the Brain and Education: Do Boys and Girls Learn Differently? University of Victoria, 2009, 108 p.

Контактная информация:

Лапонова Евгения Дмитриевна, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, старший преподаватель кафедры гигиены ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России

e-mail: laponova_ed@mail.ru

Расположение статьи на стр. 31-38

                 

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ АКТИВНОЙ СЕНСОРНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

С.А. Уланова1, М.И. Степанова2

 

1 ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина», Октябрьский проспект, 55, г. Сыктывкар, Республика Коми, 167001, Россия

2 ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1, г. Москва, 119991, Россия

Проведена гигиеническая оценка педагогической технологии обучения младших школьников в условиях активной сенсорно-развивающей среды. Эта технология разработана для снижения утомительного влияния на здоровье школьников большой учебной нагрузки. В условиях Крайнего Севера ее негативное влияние усиливают особенности сурового климата, выраженная гиподинамия, «сенсорный голод». Обучение в условиях активной сенсорно-развивающей среды способствует более благоприятному протеканию адаптации к учебным требованиям, снижению утомительности учебных занятий, распространенности неблагоприятных сдвигов со стороны сердечно-сосудистой системы, нервно-психического статуса детей. Увеличение объема двигательной активности детей в процессе занятий, использование офтальмотренажеров, мебели для занятий стоя-сидя, предусмотренные новой педагогической технологией, содействовали более выраженному, чем в контрольной группе, снижению зрительного утомления и острой заболеваемости школьников. Здоровьесберегающий эффект технологии обучения в условиях сенсорно-развивающей среды способствовал повышению эмоционального комфорта и учебной мотивации младших школьников, снижению деструктивной тревожности.

Ключевые слова: здоровье, образовательная нагрузка, технология обучения в активной сенсорно-развивающей среде, младшие школьники, функциональное состояние, профилактика.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бутко М.А. Взаимосвязь объема двигательной активности детей младшего школьного возраста с их физической подготовленностью, физическим и функциональным развитием, а также с умственной и физической работоспособностью // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2015. № 2. С. 31–35.
  2. Дьячкова М.Г., Беляков Н.Г. Основные тенденции формирования здоровья детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера Российской Федерации // Экология человека. 2005. № 4. С. 19–23.
  3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. 240 с.
  4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. и др. Медико-профилактические основы работы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. 110 с.
  5. Кучма В.Р., Уланова С.А. Школа как территориальный центр здоровьесбережения в условиях Крайнего Севера // Гигиена и санитария. 2015. № 94 (7). С. 58–63.
  6. Лусканова Н. Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы: методика: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Сайт (дата обращения: 24.08.2018).
  7. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Синякина А.Д. Влияние двигательной активности на состояние костно-мышечной системы современных школьников // Гигиена и санитария. 2010. № 2. С. 78–80.
  8. Токарев С.А., Буганов А.А., Уманская Е.Л. Эпидемиологическая оценка факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у детей на Крайнем Севере // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2005. № 4(1). С. 10–13.
  9. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. и др. Тест тревожности. М., 1999. 94 с.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. shkola-kaz.ru/ooo/2015-2016/ocenochny/test_trevozhnosti_adaptacija _1_klass.pdf (дата обращения: 24.08.2018).
  10. Уланова С.А., Шарафуллина Ж.В. Технологические аспекты здоровьесберегающей деятельности в школах Крайнего Севера // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2013. № 1. С. 197–204.
  11. Уланова С.А., Шарафуллина Ж.В. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в школах Крайнего Севера на основе деятельностного подхода как фактор социализации личности обучающихся: монография. Сыктывкар: ФГБОУ ВО «СГУ им. П. Сорокина», 2017. 182 с.
  12. Gamble, A., Chatfield, S.L., Cormack, M.L. and Hallam, J.S. Not Enough Time in the Day: A Qualitative Assessment of In-School Physical Activity Policy as Viewed by Administrators, Teachers and Students // School Health, 2017, no. 87, pp. 21–28.
  13. Sutter, C., Nishina, A., Witkow, M.R. and Bellmore, A. Associations Between Adolescents' Weight and Maladjustment Differ With Deviation From Weight Norms in Social Contexts. // School Health, 2016, no. 86, pp. 638–644.
  14. Van Kann, D. H.H., de Vries, S. I., Schipperijn, J., de Vries, N. K., Jansen, M. W.J. and Kremers, S. P.J. Schoolyard Characteristics, Physical Activity, and Sedentary Behavior: Combining GPS and Accelerometry. // School Health, 2016, no. 86, pp. 913–921.

Контактная информация:

Степанова Марина Исааковна, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

е-mail: mi_stepanova@mail.ru

 

Расположение статьи на стр. 39-43

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

М.И. Степанова, Н.О. Березина, И.П. Лашнева, Т.В. Шумкова

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1, г. Москва, 119991, Россия

Представлены результаты гигиенической оценки образовательной системы «УниК», которая используется в начальной школе. Установлено, что, несмотря на более интенсивную организацию учебной деятельности и опережающий темп изучения программного материала с использованием специально подобранных заданий, мультимедийного способа подачи информации, выполнения мероприятий, направленных на профилактику утомления и др., ее реализация не сопровождается у учащихся более выраженным утомлением, чем у их традиционно обучающихся сверстников; показатели физического развития и функциональных возможностей детей не ухудшаются.

Ключевые слова: младшие школьники, функциональное состояние организма, учебная нагрузка, образовательная система «УниК».

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. и др. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях // Вестник Российской академии медицинских наук. 2012. № 12. С. 35–40.
  2. Зайцева Е.С. Особенности состояния здоровья младших школьников при разных стилях преподавания // Школа здоровья. 2011. № 4. С. 12–14.
  3. Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. и др. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников // Гигиена и санитария. 2013. № 5. С. 91–94.
  4. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2002. № 2. С. 1–4.
  5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей, 2009. 127 с.
  6. Лутошкин А.Н. Эмоциональная цветопись: методика М., 1977: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.miu.by/kaf_new/ mpp/171.pdf (дата обращения: 24.08.2018).
  7. Сетко Н.П., Булычёва Е.В., Бейлина Е.Б. Функциональное состояние организма младших школьников при разных формах организации учебного дня // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 1. С. 18–21.
  8. Скоблина Н.А., Кучма В.Р., Милушкина О.Ю. и др. Современные тенденции физического развития детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8(245). С. 9–12.
  9. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Педагогическая технология как способ профилактики утомления учащихся // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 3. С. 10–12.
  10. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения // Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 46–48.
  11. Сухарева Л.М. Актуальные проблемы гигиены и охраны здоровья детей и подростков в развитии научной платформы «Профилактическая среда» // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 3. С. 10–16.
  12. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс // Российский педиатрический журнал. 2013. № 4. С. 48–53.
  13. Уланова С.А. Здоровьесберегающие возможности обучения детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды // Актуальные проблемы педиатрии: материалы XII Конгресса педиатров России. М., 2008. С. 74–79.
  14. Храмцов П.И., Баканов И.М. Влияние разных режимов двигательной активности на физическую работоспособность младших школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2007. № 2. С. 7–8.
  15. Behrenbeck U., Lerman E., Stark S. Back care education in elementary schools of Frankfurt/Main: Abstracts of 14th Congress of The European Union for School and University Health and Medicine, 2007, Tampere, Finland, p. 43
  16. Physical activity and sedentary lifestyle among children from private and public schools in Nothern Brazil. Revista de Saude Publica, 2010, vol. 44, N 6.

Контактная информация:

Степанова Марина Исааковна, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

e-mail: mi_stepanova@mail.ru

Расположение статьи на стр. 44-46

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (ПО ДАННЫМ МНОГОЦЕНТРОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Е.И. Шубочкина?, В.Ю. Иванов?, Е.Г. Блинова?, И.И. Новикова3, О.И. Янушанец4, Е.А. Петрова5

1 ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1, г. Москва, 119991, Россия

2 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Ленина, 12, г. Омск, 644099, Россия

3 ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора, ул. Пархоменко, 7, г. Новосибирск, 630108, Россия

4 ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Кирочная, 41, г. Санкт-Петербург, 191015, Россия

5 Управление Роспотребнадзора по Псковской области, ул. Гоголя, 21а, г. Псков, 180000, Россия

 

Изучены социально-гигиенические особенности жизнедеятельности и здоровья учащихся подросткового возраста, проживающих в четырех регионах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Омская и Псковская области). Установлены региональные особенности жизнедеятельности по особенностям семьи, распространенности нездорового образа жизни, удовлетворенности организацией обучения и профессиональной ориентированностью учащихся, трудовой занятостью, а также показателям состояния здоровья и качества жизни, связанного со здоровьем. Наилучшие показатели здоровья и качества жизни, связанного со здоровьем, наблюдались у подростков Омской области, имеющих лучшие характеристики условий жизнедеятельности.

Обоснована важность разработки комплексных региональных профилактических программ для снижения рисков здоровью подростков.

Ключевые слова: подростки; школьники; студенты колледжей; здоровье детей и подростков; качество жизни подростков; образ жизни учащихся; региональные аспекты здоровья.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков: монография. М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2014. 338 с.
  2. Иванов В.Ю. Гигиенические аспекты трудовой занятости подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 12 (249). С. 35–37.
  3. Иванов В.Ю., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М. и др. Сочетание учебы и трудовой деятельности в подростковом возрасте как фактор риска здоровью (Региональные аспекты) // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8 (293). С. 36–39.
  4. Иванов В.Ю., Шубочкина Е.И. Трудовая занятость учащихся подростков: региональные особенности, факторы и группы риска здоровью // Здравоохранение Российской Федерации. 2017. № 4. С. 178–184.
  5. Кардангушева А.М., Эльгарова Л.В., Эльгаров А.А. Распространенность и многолетние тренды факторов риска неинфекционных заболеваний у школьников 10–17 лет // Профилактическая медицина. 2013. № 6. С. 55–60.
  6. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Современное популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. № 10. С. 990–995.
  7. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М. Приоритет факторов риска здоровью учащихся колледжей как основа профилактических программ // Медицина труда и промышленная экология. 2017. № 9. С. 104.
  8. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю. и др. Качество жизни и медико-социальные особенности российских подростков, обучающихся в разных образовательных учреждениях // Бюллетень Восточно-Сибирского Научного центра СО РАМН. 2013. № 3–1. С. 75–80.
  9. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И. Прогнозирование, каузация и технологии управления рисками здоровью обучающихся // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 1. С. 4–13.
  10. Тармаева И.Ю., Ефимова Н.В., Ханхареев С.С. и др. Оценка риска здоровью обучающихся общеобразовательных учреждений, обусловленного факторами среды обитания // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. № 5. С. 105–108.
  11. Шубочкина Е.И., Кучма В.Р., Ибрагимова Е.М. Профессиональная ориентация подростков как актуальная проблема в подготовке квалифицированных рабочих кадров: медико-социальные аспекты // Вестник РГМУ. 2013. № 5–6. С. 78–82.
  12. Adolescents: health risks and solutions. Fact sheet WHO. Available at: http://apps.who.int/mediacentre/factsheets/fs345/en/index.html (accessed 15 June 2018)
  13. Global Strategy for Women’s, Children’s and Adolescents’ Health (2016?2030): adolescents’ health. Report by the Secretariat WHO. 2017, 19 p. Available at: http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA70/ A70_37-en.pdf (accessed 15 June 2018)
  14. Komarek L., Havlinova M., Provasnik K. Health and personality of adolescents (Interadol) / European Union for School and University Health and Medicine, Bulletins 1987–1989. Paris, 1989, pp. 44–48.
  15. Ware J.E., Snow K.K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Health Survey: Manual and interpretation guide. The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass; 1993.

 

Контактная информация:

Иванов Виктор Юрьевич, кандидат медицинских наук, cтарший научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

e-mail: viktor_ivanov_08@mail.ru

Расположение статьи на стр. 47-50

 

ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ (ИНТЕНСИВНОСТЬ ИЗЛУЧЕНИЯ, ВРЕМЕННЫЕ РЕЖИМЫ) И ВЛИЯНИЕ НА ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ У СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О.А. Вятлева, А.М. Курганский

 

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1, Москва, 119991, Россия

В одномоментном исследовании у 135 московских школьников 1–3-х классов (2017–2018 гг.) измеряли плотность потока энергии (ППЭ) индивидуальных мобильных телефонов (МТ) и с помощью анкет определяли режимы использования ими МТ и показатели их самочувствия. Значения максимальной ППЭ МТ у 43,5 % детей превысили норматив для взрослых (100 мкВт/см?). У большинства детей общая длительность разговоров (ОДР) достигала 6 минут, их количество (КР) – от 1 до 4, длительность каждого (ДР) 1–4 минуты. Обнаружены значимые (p ? 0,04) корреляции между использованием МТ и самочувствием. Они были более многочисленными в группе детей без неврологических нарушений в анамнезе (80 чел.), у которых эффект МТ не маскируется нарушениями раннего развития. У них при увеличении ежедневного времени пользования МТ возрастала частота головных болей (КР r = 0,24; ОДР r = 0,26) и тревожных состояний (ДР r = 0,22), а частота головокружений положительно коррелировала с ППЭ (r = 0,24). Обнаружены отрицательные корреляции частоты нарушений сна, внимания и памяти со стажем пользования МТ (r от –0,24 до –0,36), а также положительные корреляции частоты головных болей и тревожных состояний с возрастом детей (r = 0,27). Результаты свидетельствуют о преимущественно негативном влиянии излучения МТ на центральную нервную систему младших школьников, что требует регламентации использования МТ в детском возрасте.

Ключевые слова: дети, мобильные телефоны, плотность потока энергии, режимы использования, здоровье.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вятлева О.А., Курганский А.М. Мобильные телефоны и здоровье детей 6–10 лет: значение временных режимов и интенсивность излучения // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8 (293). С. 27–30.
  2. Вятлева О.А., Курганский А.М. Уровень излучения мобильных телефонов, используемых современными школьниками, и его влияние на биоэлектрическую активность мозга и вегетативную регуляцию сердечного ритма детей // Экологические проблемы современности: выявление и предупреждение неблагоприятного воздействия антропогенно детерминированных факторов и климатических изменений на окружающую среду и здоровье населения: сборник трудов конференции. М., 2017. С. 93–94.
  3. Вятлева О.А., Текшева Л.М., Курганский А.М. Физиолого-гигиеническая оценка влияния мобильных телефонов различной интенсивности излучения на функциональное состояние головного мозга детей и подростков методом энцефалографии // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 10. С. 965–968.
  4. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи: СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 901855562 (дата обращения: 03.08.2018).
  5. Григорьев Ю.Г., Хорсева Н.И. Мобильная связь и здоровье детей: оценка опасности применения мобильной связи детьми и подростками: рекомендации детям и родителям. М.: Экономика, 2014. 230 с.
  6. Текшева Л.М., Барсукова Н.К., Чумичева О.А. и др. Гигиеническая оценка влияния электромагнитных полей сотовой связи на организм детей и подростков // Школа здоровья. № 2. С. 32–37.
  7. Черненков Ю.В., Гуменюк О.И. Гигиенические аспекты изучения влияния мобильных телефонов и персональных компьютеров на здоровье школьников // Гигиена и санитария. 2009. № 3. С. 84–86.
  8. Abramson M.J., Benke G.P., Dimitriadis C., Inyang I.O., Sim M.R., Wolfe R.S., Croft R.J. Mobile phone use is associated with changes in cognitive function in young adolescents // Bioelectromagnetics, 2009, v. 30 (8), pp. 678–686.
  9. Antilla P., Metsahoncala L., Sillanpaa M. Long-term trends in the incidence of headache in Finish school children // Pediatrics. 2006. Vol. 117. N 6. P. 1196–1201.
  10. Mortazavi S.M.J., Atefi M., Kholghi F. The Pattern of Mobile Phone Use and Prevalence of Self-Reported Symptoms in Elementary and Junior High School Students in Shiraz, Iran // Iran J Med Sci. 2011. V. 36. N 2. P. 96–103.
  11. Redmayne M., Smith C.L., Benke G., Croft R.J., Dalecki A., Dimitriadis C., Kaufman J., Macleod S., Sim M.R., Wolfe R.S., Abramson M.J. Use mobile and cordless phones and cognition in Australian primary school children: a prospective cohort study. // Environ Health. 2016. V.15 (1). P. 26.
  12. Schoeni A., Roser K., R??sli M. Symptoms and Cognitive Functions in Adolescents in Relation to Mobile Phone Use during Night. // PLoS ONE. 2015. 10 (7). P. e0133528.
  13. S?derqvist F., Carlberg M., Hardell L. Use of wireless telephones and self-reported health symptoms: a population-based study among Swe-dish adolescents aged 15–19 years. // Environ Health. 2008. N 7. P. 18.
  14. Sudan M., Kheifets L., Arach O. et al. Prenatal and postnatal cell phone exposures and headaches in children // The Open Pediatrics Medicine Journal. 2012. N 6. P. 46–52.
  15. Wang J., Su H., Xie W., Yu Sh. Mobile Phone Use and The Risk of Headache: A Systematic Review and Meta-analysis of Cross-sectional Studies // Scientific Reports. 2017. N 7. P. 12595 Available at: https://www.nature.com/articles/s41598-017-12802-9.
  16. Zheng F., Gao P., He M. Association between mobile phone use and self-reported well-being in children: a questionnaire-based cross-sectional study in Chongqing, China // BMJ Open. 2015. N.5. P.e007302.

Контактная информация:

Вятлева Ольга Алексеевна, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

e-mail: o.vyatleva@niigd.ru

Расположение статьи на стр. 51-54

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

В.Р. Кучма, М.А. Поленова, И.К. Рапопорт, М.И. Степанова, П.И. Храмцов

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1, г. Москва, 119991, Россия

Изучен опыт работы школ по организации здоровьесбережения учащихся в Республиках Азербайджан, Армения, Беларусь, Кыргызстан и Молдова. По материалам самоаудита и экспедиционного обследования школ оценена их вовлеченность в сеть школ здоровья, ориентированность на эффективное образование учащихся в области здоровья, достаточность условий и степень комфортности образовательного процесса для формирования здоровья. Установлено, что большинство школ находится на начальных этапах реализации программ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. При экспертной оценке показателей комплексного анкетирования школьников, характеризующих их психоэмоциональное состояние, распространенность поведенческих факторов риска и жалоб на нарушение здоровья, а также информированность по вопросам здоровьесбережения и сформированность культуры здорового образа жизни, – не выявлено выраженных различий у обучающихся в школах с разным уровнем организации здоровьесберегающей деятельности. По итогам научных исследований для национальных координаторов сети школ здоровья, органов управления образованием и здравоохранением республик разработаны унифицированные практические рекомендации (дорожная карта).

Ключевые слова: школы здоровья; здоровье обучающихся; здоровый образ жизни; поведенческие факторы риска.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кучма В.Р. Гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся: руководство. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016. 85 с.
  2. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века. М.: ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 2017. 170 с.
  3. Кучма В.Р., Степанова М.И., Уланова С.А. и др. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения // Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 42–45.
  4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Школы здоровья в России (концепция, планирование и развитие). М., 2009. 128 с.
  5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг и эффективность / Под ред. В.Р. Кучмы. М.: Просвещение, 2012. 253 с.
  6. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. 240 с.
  7. Нотова С.И., Бурлуцкая Т.И., Бурлуцкая О.И. и др. Особенности питания, элементного статуса организма учащихся и их успеваемость // Вопросы современной педиатрии. 2007. Т. 6. № 5. С. 70–74.
  8. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях: Приказ Минздрава России от 5 ноября 2013 года № 822н: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158224/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 04.08.2018).
  9. Поленова М.А. Информационно-образовательные нагрузки как фактор риска здоровью школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 10 (271). С. 20–22.
  10. Поленова М.А. Совещание национальных координаторов сети школ здоровья в Европе стран Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), 2017 // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 1. С. 56–58.
  11. Соколова С.Б. Европейские школьные службы здравоохранения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 1. С. 53–60.
  12. Соколова С.Б., Кучма В.Р. Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 8 (281). С. 8–12.
  13. Соколова С.Б., Кучма В.Р. Формирование здорового образа жизни российских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 3. С. 27–33.
  14. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28–31.
  15. Храмцов П.И. Школьные проекты формирования единой профилактической среды на основе системной интеграции двигательной активности в образовательный процесс (научный обзор) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 3. С. 34–40.
  16. Polenova M.A., Kuchma V.R., Guzik E., Kalieva B., Pashyan N. Development of the network of healthy schools in the countries of Eastern Europe and Central Asia. V knige: Mind the gap! Building bridges to better health for all young people. EUSUHM 2017. The 19th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe, 2017, p. 207.

 

Контактная информация:

Поленова Марина Альбертовна, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

e-mail: m.polenova@mail.ru

 

Расположение статьи на стр. 55-58

 

ОЦЕНКА РИСКА РАЗВИТИЯ СОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ С ПОЛИГИПОВИТАМИНОЗОМ

А.М. Ямбулатов1, К.П. Лужецкий2,3, О.Ю. Устинова2,3

1 ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», ул. Монастырская, 82, г. Пермь, 614045, Россия

2 Управление Роспотебнадзора по Пермскому краю, ул. Куйбышева, 50, г. Пермь, 614016, Россия

3 ФГБОУВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», ул. Букирева, 15, г. Пермь, 614990, Россия

Изучение сезонной обеспеченности витаминами 188 организованных детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие стандартную С-витаминизацию третьих блюд рациона питания, показало, что 75–85 % из них имеют круглогодичный дефицит витаминов, который у 40 % носит характер полигиповитаминоза. Результаты исследований свидетельствуют о том, что даже в осенне-зимний период обеспеченность детей основными витаминами не превышает нижней границы физиологической нормы, а в весенние месяцы около 70 % детей испытывают субклинический дефицит витамина С, а 15 % – витамина А. Если в сентябре-октябре каждый третий ребенок имеет дефицит витамина В6, а каждый десятый – витамина D, то к апрелю-маю число детей с недостаточной обеспеченностью этими витаминами увеличивается в 1,8–6,3 раза. Динамическое изучение обеспеченности витаминами организованных детей показало, что половина из них испытывает круглогодичный дефицит витамина В12. Оценка риска развития соматических нарушений здоровья у детей с полигиповитаминозом позволила установить, что низкое содержание в крови витаминов до 3,0 раз повышает риск формирования нарушений физического развития детей, дисфункции сосудистого тонуса и вегетативной реактивности, при этом уровень заболеваемости детей хроническими соматическими заболеваниями повышается в 1,3–2,2 раза. Низкая обеспеченность детей витаминами в 1,6–3,2 раза повышает риск задержки физического и биологического развития детей; в 2,1–3,3 раза чаще провоцирует развитие функциональных нарушений дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы. У детей с полигиповитаминозом в 1,3–4,1 раза повышается риск развития хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта и нервной системы, аллергических болезней органов дыхания и кожи, патологии опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: дети; дошкольные образовательные учреждения; витамины; психофизическое развитие и соматическое здоровье детей.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беликова Р.М., Пятунина О.И. Индексы развития детей и подростков в условиях обучения современной школы // Успехи современного естествознания. 2008. № 2. С. 51–52.
  2. Витамины и минералы в современной клинической медицине: возможности лечебных и профилактических технологий / Под ред. О.А. Громовой и Л.С. Намазовой. М., 2003. 56 с.
  3. Громова О.А. Рецептура витаминных комплексов, восполняющих физиологические потребности в витаминах у детей // Вопросы современной педиатрии. 2009. № 6. С. 77–84.
  4. Евграфова Л.Э. Пропедевтика в педиатрии. Методика сбора анамнеза и объективного исследования ребенка. Архангельск: АМК, 2010. 83 с.
  5. Завьялова А.Н., Булатова Е.М., Вржесинская О.А. и др. Обеспеченность витаминами и возможности диетической коррекции полигиповитаминоза у школьников Санкт-Петербурга // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга. 2011. № 4. С. 35–39.
  6. Конь И.Я. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. № 2. С. 62–66.
  7. Костантин Ж., Кугач В.В. Витамины и их роль в организме // Вестник фармации. 2006. № 2 (32). С. 58–70.
  8. Кучма В.Р., Чернигов В.В. Мониторинг модернизации организации питания детей в образовательных учреждениях // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). С. 7–10.
  9. Надлежащая клиническая практика: Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52379-2005 (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 232-ст от 27 сентября 2005 г.). М., 2005. 34 с.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293852/4293852873.pdf (дата обращения: 05.08.2018).
  10. Ребров В.Г., Громова О.А. Витамины, макро- и микроэлементы. М.: Гоэтар-медиа, 2008. 954 с.
  11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 15.05.2013 № 26).
  12. Суетнова Е.Ю., Сетко Н.П. Гигиеническая оценка питания детей, посещающих детское дошкольное учреждение // Здоровье населения и среда обитания. 2007. № 2. С. 27–29.
  13. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. М.: Медиа Сфера, 1998. 352 с.

Контактная информация:

Устинова Ольга Юрьевна, доктор медицинских наук, доцент, заместитель директора по лечебной работе ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», профессор кафедры экологии человека и безопасности жизнедеятельности ФГБОУВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

e-mail: ustinova@fcrisk.ru

Расположение статьи на стр. 59-64

скачать dle 12.1

Language selection
Ссылки